Смена образовательной парадигмы – и жесточайшая необходимость, и величайшая возможность

 

 

"...именно Платон изобрел наши средние школы и университеты, и, к сожалению, это действительно так. Тот факт, что эта чудовищная система образования не смогла совершенно уничтожить человечество, служит самым лучшим доводом в пользу оптимистического взгляда на человечество и лучше всего доказывает, что люди стойко привязаны к истине и порядочности, что они самостоятельны, неподатливы и здоровы"

(К.Поппер, Открытое общество и его враги, т.1, М.: Феникс, 1992, с.177).

 

 

Много страшилок слышим мы сегодня со всех сторон по поводу будущего человечества. Тут и смертельные болезни, и киборги, и взбесившиеся компьютеры, и экологические катастрофы, и клоны – список сей можно продолжать до бесконечности. Но самая серьезная угроза нашему будущему, сложившаяся тысячелетиями практика самоуничтожения человеческого потенциала выживания и процветания, практика так называемого образования, находится вне поля зрения пророков всех мастей. И это тем более удивительно, что сегодня невозможно найти ни одного стоящего оправдания образовательного безумия, кроме нашей собственной лени и не любопытствования.

 

Ведь что есть наш образовательный процесс? Это когда всех детишек в детском саду, вне зависимости от их физического состояния и физиологической потребности, одновременно сажают на горшок и велят немедленно покакать. А того, кто не справился с задачей, ничтоже сумняшеся зачисляют чуть ли не во враги мировой демократии.

 

Посудите сами. Двадцать (тридцать, сорок, сто, двести) человек, каждый со своими проблемами, своими интересами, своими заморочками, должны одновременно собраться в одном, зачастую очень непросто доступном для них, месте, чтобы послушать спичь некоей особы, зачастую очень мало смыслящей в том, о чем она вещает. Ну как тут не перефразировать известную мысль Питера: «Образовательный процесс представляет собою группу несведущих людей, нехотя собирающихся для решения никому из них не нужной задачи». Группу, в рамках которого одни делают вид, что учатся, а другие – что учат.

 

Давайте попробуем разложить ситуацию на составляющие, хотя бы в самом общем плане.

 

Во-первых, содержание так называемого преподавания. Оно бывает зачастую столь далеким от исполняющих роль обучаемых, что просто не может дойти до их сознания. В силу ли сложности предмета, непрофессионализма обучающего как специалиста или лектора, либо, что бывает значительно чаще, неактуальности предмета для обучаемого. Ведь общеизвестно: лошадь можно привести на водопой, но нельзя заставить ее напиться. И если не очень сложно обеспечить явку к источнику знаний даже самых нерадивых учеников, то вот добиться их упоенного вкушения от родника премудрости!..

 

И в ход идут проблемные методы обучения, различные активные образовательные мероприятия, подергивания за вожжи самолюбия… Все, понятное дело, для того, чтобы пробудить интерес к теме, зажечь искорку искреннего внимания и заложить хоть каплю знаний (далеко не факт, что нужных обучаемому). Каждый из нас – инвалид родной образовательной системы и вполне может проанализировать под этим углом зрения десятилетия собственного самоуничтожения в яслях, саду, школе, техникуме, институте, зачастую не в одном, да и на производстве тоже.

 

Во-вторых, предмет обучения. Расчленение единого мира на сотню предметов его постижения безвозвратно уничтожают целостность воззрения на окружающую нас действительность. И многие из нас уже никогда не смогут совместить обрывки информации по физике с фрагментами познаний в химии, не говоря уже о биологии, истории и астрономии. И это – наиболее серьезная диверсия против нашей дееспособности в нашей же постоянно усложняющейся жизни.

 

В-третьих, актуальность, точнее, неактуальность для обучаемого, оторванность учебы от мучающих его жизненных проблем. Наша жизнь насыщена тревогами, проблемами, весьма нешуточными, порою смертельно опасными, страхами, сомнениями – и только наша образовательная система демонстрирует внепланетную академичность, отстраненность от реалий жизни и безбрежный оптимизм. Эта лживость и импотентность современной нам образовательной машины и закладывает в каждого из нас ту раздвоенность сознания, что ведет к триаде лукавства – думаем одно, говорим другое, а делаем третье.

 

В-четвертых, а учит кто? И дело не только и не столько в том, что по-преимуществу это женщины, сколько в том, что практически никогда нас не учат Учителя как Творцы Знаний, а практически всегда – урокодатели. И это радикально принижает статус процесса обучения, убивает в нем творческое начало, порождает схоластичность и формальность образовательного действа, сводя порою его к решению проблемы проходного балла.

 

Пятое. Разорванность процесса обучения. Знания, полученные на заре жизни, весьма в малой степени учитываются на начальном периоде школьного обучения, не менее серьезные потрясения ожидают учащегося на пороге средней школы, что уж тут говорить об институте, а тем более – о любимой работе. Или работах. Не говоря уже о бизнесе или политике. Девиз каждого из этих этапов – забудь все, чему тебя учили раньше. Суть каждого из них – аккумулирование разрушительного воздействия на творческий социальный потенциал обучаемого.

 

В-шестых, в-седьмых, в-восьмых… Описание абсурдности происходящего с нами, нашими детьми, нашими близкими и дальними не закончится и на втором десятке наблюдений. Да и не в этом дело – того, что сказано, вполне достаточно для того, чтобы понять: эра платонизма образовательной деятельности уходит в прошлое. Эра, порождавшая дилетантизм, некомпетентность, работу спустя рукава тех, кто всю жизнь вынужден заниматься не своим делом, неважно, капитализм или социализм на дворе. Все это безумие стало благодатной почвой для столь близких нашему сердцу локальных и глобальных проблем, от безработицы до наркомании, от нищеты до разрушения экологии,  от бытовой преступности до развязываемых правительствами войн. Вопрос не в закате эры платонизма, а в том, что идет ей на смену.

 

И вопрос этот отнюдь не празден. Ведь от решения его зависит, не побоимся этого слова, судьба нашей страны. Причем не только и не столько в терминах устрашения – дескать, именно уродливый образовательный ублюдок Минобраза и является тем самым монстром, что пожирает наших детей, пожирает наркоманией, преступностью, нищетой, безысходностью и т.д., и т.п. Сколько в терминах глубоко позитивных, от стремительного достижения конкурентоспособности нашей страны в глобальной конкурентной борьбе до вдохновляющих возможностей захвата ключевых позиций на наиболее перспективном для нас и высокодоходном мировом рынке образовательных услуг.

 

Распределенный Северный Университет, учрежденный в рамках образовательной программы Северной Академии Экологии Сознания имени Пифагора, и являет собою решительный шаг в направлении новой, постплатоновской парадигмы народного образования, точнее, народного воспитания. Суть этой парадигмы распределенного образования, РУНИВЕР-Концепции, концепции Синтезинга, концепции абсолютного образовательно-делового синтеза может быть представлена следующим образом.

 

МоноТема. Немного корявое слово, но оно достаточно точно выражает сущность нового подхода, является своего рода точкой опоры в ускоренной социализации каждого обучающегося (заметим принципиальное – не обучаемого, как сегодня, а обучающегося). МоноТема – это призвание, судьба, путь, дао или до, предназначение, с которым каждый из нас приходит в этот Мир. Именно МоноТема и является в Синтезинг-Концепции тем краеугольным камнем, на котором базируется вся образовательно-деловая активность Северного Университета. Активность, концентрирующаяся на решении двух основных задач: на выявлении и постоянном уточнении МоноТемы каждого обучающегося, а затем – на эффективном подчинении всей образовательно-деловой активности Синтезинг-Системы задачам полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) каждого обучающегося в рамках этой МоноТемы.

 

Подобный подход не нов, и при прежнем режиме он осуществлялся в форме так называемой профориентации, но находилась эта активность на глухой периферии как системы обучения, так и решения проблем обучаемых. В Синтезинг-Подходе профориентационная активность является ключевой, ключевой не на словах, а на деле. И проявляется это в следующем:

 

Приоритет деловой составляющей в образовательно-деловом синтезе позволяет решительно отказаться от всего набора благоглупостей, на которых зиждется нынешнее образовательное убожество. Перечислим лишь некоторые из них:

 

Соответственно в Синтезинг-Концепции главными организационными модулями становятся:

 

Активное применение этих модулей позволит Северному Университету на принципиально новом уровне взять курс на достижение своих основных целей, в числе которых:

 

Разумеется, смена любых парадигм, и тем более таких масштабных, как образовательная, предполагает радикальную модификацию соответствующих инфраструктур, в нашем случае – образовательно-деловой инфраструктуры. Заметим, к слову – инфраструктуры, складывавшейся в течение многих тысячелетий и ставшей в нашем сознании столь же неотъемлемым элементом социального ландшафта, как, скажем, восход и заход Солнца. Но король современной педагогики настолько гол, что даже привычка к нему уже не может быть оправданием его царствования, и Северный Университет под эгидой Северной Академии приступил к монтажу новой образовательно-деловой инфраструктуры, в состав которой входят:

 

Синтезинг-Концепция имеет серьезные перспективы и на внешнем рынке, где кризис образования ощущается, возможно, даже явственнее, нежели в России. А ведь именно экспорт образовательных услуг, возможно, и является наиболее перспективной для нашей страны нишей в системе международного разделения труда. Но не экспорт замшелых древностей, хотя и он на таком же рынке педагогических раритетов имеет несомненный успех, а экспорт новейших образовательных Синтезинг-Продуктов, Синтезинг-Продуктов, выдаваемых «на гора» Распределенным Северным Университетом.

 

Разумеется, в рамках формата журнальной статьи невозможно изложить все аспекты столь эпохального преобразования, как замещение платонизма Синтезингом в образовательной, и не только, скажем прямо, образовательной сфере. Но мы хотим сообщить заинтересованному читателю, что, с любезного согласия редакции журнала Оппонент, руководство Северного Университета приступило к монтажу системы Оппонент-Клубов, в которых мы сможем объединить конструктивные усилия лиц и организаций, заинтересованных в реализации старого казачьего принципа «Воевать чужие рынки», воевать их мирными, но весьма эффективными средствами, эффективными как с точки решения собственных образовательно-деловых проблем, так и с точки зрения маркетинговой стратегии «снятия сливок». И мы будем рады видеть Вас среди наиболее уважаемых членов нашего образовательно-делового Оппонент-Клуба, Оппонент-Клуба, который, убежден, и станет той самой точкой опоры, которая позволит нам поставить мир наш с головы на ноги, к вящему удовольствию и благоденствию каждого из нас!

Хостинг от uCoz